Ларс Морави из Tesla в интервью
Все новое в Model Y? Главный инженер Tesla рассказывает
Ларс Морави, вице-президент по инженерии автомобилей в Tesla, участвовал в разработке
нового Model Y. В эксклюзивном интервью он раскрывает интересные детали обновления.
Фото: Kevin Schiefler – AUTO BILD
Ларс Морави из Tesla делится подробностями о Model Y
AUTO BILD: Сегодня мы находимся в Gigafactory в Грюнхайде, где несколько дней назад началось производство обновленного Tesla Model Y. В целом, это должен быть значительно улучшенный Model Y. Господин Морави, начнем с личного вопроса: какие три аспекта нового Model Y вы бы выделили?
Ларс Морави: Номер один для меня, безусловно, это эффективность. Мы увеличили запас хода примерно на десять процентов – и это без значительных изменений в трансмиссии. Даже базовая модель теперь имеет запас хода 500 километров (WLTP, прим. ред.) – это великолепно. Номер два – это водительский опыт. В целом автомобиль стал значительно комфортнее – не только в плане подвески, но и в плане звука и ощущений от вождения. И третий пункт: это, конечно, коннективность. Новый Model Y поддерживает 5G, кроме того, установлено больше антенн. Это улучшает прием и, следовательно, общее впечатление от автомобиля, например, при прослушивании музыки.
Говорят, что изменений в трансмиссии практически не было, тем не менее, динамика улучшилась.
Да, с Launch Edition был добавлен Power-Boost. Разгон от нуля до ста теперь происходит немного быстрее, топовая модель требует всего 4,3 секунды. И другие версии будут быстрее при той же мощности, так как новое Model Y стало немного легче.
Были ли также изменения в аэродинамике?
Да, коэффициент аэродинамического сопротивления CW теперь составляет 0,22 (ранее: 0,23, прим. ред.). Для этого были внесены некоторые изменения. Например, теперь на переднем бампере есть воздухозаборник, который направляет воздух вокруг шины и оптимизирует взаимодействие между колесом и шиной. Также на колесной арке, например, появился небольшой спойлер, который обеспечивает лучшее обтекание колеса воздухом. Даже такие мелочи играют большую роль. Спойлер на задней части и диффузор также были переработаны для оптимизации воздушного потока.
Воздух направляется через воздухозаборник прямо к шине.
И модернизация шасси также влияет на аэродинамику. Это особенно важно здесь, в Германии – я знаю, что вы любите гонять по автобану (улыбается). Особенно на высоких скоростях у нас раньше был небольшой «uplift» на задней части. Из-за этого автомобиль становился немного нестабильным. Чтобы избежать этого, мы дали задней подвеске больше хода. Это приводит к тому, что автомобиль в целом едет комфортнее, но и устойчивее на дороге. Он лучше поглощает неровности. Мы также переработали подвеску передних колес. Это особенно влияет на рулевое управление, которое в новом Model Y становится более предсказуемым и линейным. Одни только аэродинамические меры уже увеличивают запас хода на пять процентов.
4D-радарная система для мониторинга пассажиров постоянно совершенствуется
Я немного побродил по форумам Tesla. Особенно много обсуждений вызывает 4D-радарная система для мониторинга пассажиров. Какие преимущества у этой системы?
В Tesla безопасность имеет высший приоритет. Мы обеспечиваем безопасность наших автомобилей не только посредством краш-тестов, но и благодаря прогрессу в области распознавания пассажиров. Возьмем, к примеру, нас с вами: у нас совершенно разные рост и комплекция. Для этого мы используем радарную систему. Она распознает не только наличие человека, но и определяет, ребенок это или взрослый. В зависимости от этого настраиваются системы удержания и время срабатывания airbags. Через месяц или два появится обновление, которое позволит распознавать, если ребенка оставили в машине. Тогда на приложение Tesla будет отправлено предупреждение.
Радарная система делает автомобиль не только безопаснее, но и снижает затраты, а также повышает комфорт. Обычно системы распознавания пассажиров встроены в сиденья. Мы можем обойтись без этого.
Я читал, что система также способна отслеживать жизненно важные функции пассажиров.
(улыбается) Да. Радар достаточно чувствителен, и существует реализация, позволяющая отслеживать сердцебиение. Мы надеемся, что со временем технология достигнет такого уровня, что сможет распознавать угрозу инфаркта и немедленно вызывать скорую помощь. Мы постоянно работаем над улучшением ощущения безопасности при вождении.
И раз уж мы заговорили о салоне: шумоизоляция в салоне должна значительно улучшиться. Что именно было изменено?
Много работы было вложено в интерьер, чтобы соответствовать премиальному уровню. В частности, была оптимизирована тактильная составляющая. Одновременно новые материалы действуют шумопоглощающе. Некоторые поверхности были заполнены пеной. Для акустики было установлено в общей сложности 16 динамиков, большинство из которых спрятаны за обшивкой. Звук, таким образом, проходит через обшивку. Это делает салон визуально более привлекательным. Одновременно лучше поглощаются шумы, поступающие снаружи. Кроме того, мы используем специальное стекло для окон, которое защищает салон от внешних шумов. Это особенно заметно на высоких скоростях.
В качестве вице-президента по инженерии автомобилей Ларс Морави является техническим руководителем в Tesla. Он отвечает за разработку и производство автомобилей.
Рычаг поворотника остается в Model Y
Что также вызвало интерес, так это рычаг поворотника: в отличие от других моделей Tesla, он присутствует в Model Y. Почему?
Особенно ясным было мнение из Европы. Европейцы скучали по рычагу, особенно на круговых развязках. И когда клиенты жалуются, мы реагируем – это одно из наших главных преимуществ в Tesla. Новый рычаг поворотника стал классным. Особенное: его можно активировать только одним способом в ту или иную сторону – он не фиксируется. Отключение поворотника берет на себя Model Y автоматически, когда камеры распознают, что маневр завершен.
Есть ли другие вещи, которые были оптимизированы на основе отзывов клиентов?
Есть еще несколько примеров: по поводу фронтальной камеры было несколько жалоб. Несколько лет назад мы отказались от ультразвуковых сенсоров. И после этого клиенты захотели лучший обзор при парковке вперед. Теперь при парковке автоматически активируется фронтальная камера.
Улучшения в управляемости также основаны на обратной связи, которую мы получили. И, конечно, Tesla Model Y — это семейный автомобиль. Соответственно, мы хотели улучшить опыт нахождения на заднем сиденье. Небольшая деталь, которая не бросается в глаза сразу: мы изменили положение ремней безопасности. Теперь они крепятся непосредственно к сиденью, так что перемещаются вместе с ним при регулировке заднего сиденья. Особенно маленькие пассажиры теперь могут их лучше достать. Заднее сиденье теперь регулируется автоматически. И у нас теперь есть экран на заднем сиденье. Это позволяет иметь две разные зоны звука в автомобиле. Таким образом, дети на заднем сиденье могут смотреть фильм в своих наушниках, пока впереди слушают радио.
Первая поездка показывает: обещания выполнены, рестайлинг стал значительно комфортнее.
Как Tesla справляется с колебаниями качества
Перейдем к более общим темам: в прошлом Tesla часто подвергалась критике за колебания качества. В дорестайлинговой модели, например, интерьер часто критиковали. При первых взглядах на рестайлинг можно было уже заметить значительное улучшение качества. Какие конкретные меры вы предприняли, чтобы улучшить качество производства?
Особенно завод в Германии значительно помог нам повысить качество производства. Мы смогли привлечь здесь несколько великолепных инженеров, как в разработке автомобилей, так и в производственных процессах. Мы многому научились. Но в целом можно сказать: когда разрабатываешь автомобиль, есть много мелочей, которые можно оптимизировать, чтобы улучшить общее качество. Например, у нас были два фары спереди, которые плавно интегрированы в кузов. Теперь мы немного отделили передние фары и создали более четкие линии. Благодаря этому у нас стало меньше отклонений в зазорах. Таким образом, качество начинается с дизайна, как здесь, и продолжается с нашими высококвалифицированными сотрудниками, которые очень стараются сделать все еще лучше.
Какую роль играет рестайлинг Model Y в стратегии Gigacasting компании Tesla? Были ли применены новые производственные техники для снижения веса или улучшения кузова?
В Model Y мы внедрили Gigacasting четыре года назад, в основном на задней части. С тех пор мы внесли здесь несколько улучшений. Gigacasting в рестайлинге Model Y стал еще на семь килограммов легче, но при этом его жесткость увеличилась на пять-десять процентов. И мы можем производить в три раза быстрее. С помощью Gigacasting мы в первую очередь улучшаем производительность в производстве.
Они также изменили некоторые компоненты, чтобы после аварии можно было лучше восстанавливать Model Y.
Это правда. Старое Model Y имело довольно чувствительную заднюю часть. И даже при небольшой аварии иногда приходилось менять всю заднюю дверь. Теперь автомобиль стал примерно на 20 миллиметров длиннее, что позволило нам сместить бампер и установить дополнительные пластиковые элементы, чтобы при небольшой аварии в задней части можно было заменять отдельные детали, а не всю заднюю дверь.
И напоследок взгляд в будущее: Tesla использует ИИ для автономного вождения, но также для производства и разработки батарей. Какую роль будет играть машинное обучение в следующем поколении автомобилей Tesla?
Мы используем ИИ не только для «очевидных» областей, таких как разработка автономного вождения, – он играет роль во всех областях, где инженеры принимают решения. Например, в аэродинамике, акустике или в производственном процессе для выявления проблем с качеством или при анализе отзывов клиентов. Преимущество в том, что компьютерам не нужны перерывы, и они не допускают ошибок. Мы используем ИИ в основном для ускорения процессов в разработке, которые требуют много времени.
*Gigacasting — это инновационный производственный процесс, при котором большие алюминиевые компоненты изготавливаются в одном литье. Это снижает количество деталей, уменьшает производственные затраты и повышает жесткость, а также безопасность автомобиля при аварии. Особенно Tesla использует эту технику, чтобы повысить эффективность производства и сэкономить вес.